Причины и мифы быстрого износа дисков машинаных тормозов
Тормозные диски – важная часть тормозной системы автомобиля, которые напрямую влияют на безопасность движения. Они постоянно подвергаются большим нагрузкам, поэтому степень износа их может быть выше, чем у других деталей авто. Но почему-то некоторые автовладельцы меняют их раз в год, а другие – один раз в 5 лет. Хотя пробег одинаковый. Стоимость может быть не маленькой, особенно для современных машин иностранного производства. Естественное желание владельцем – увеличить срок эксплуатации дисковых тормозов.
Давайте разберем причины повышенного износа тормозных дисков авто. Выслушаем Рекомендации, как можно уменьшить их износ. Рекомендации основаны на опыте многих автовладельцев и работы на автосервисе.
Почему они быстро изнашиваются
Есть несколько причин:
- Стиль вождения;
- Качество деталей;
- Не соответствие тормозных дисков и колодок;
- Неисправность суппортов.
Разберем подробно.
Как ты водишь, так часто будешь менять
Да, это одна из распространенных причин быстрого «стирания» тормозных дисков. Именно стиль вождения влияет на износ. Подразумеваются резкие и частые торможения на большой скорости. В большей степени второй показатель – частота, быстрее «убивает» дисковые тормоза.
Чем агрессивнее езда, тем быстрее они сотрутся.
Если любите светофорные гонки, или любите дать «просраться» автомобилю на коротких дистанциях – вы частый клиент автомагазинов. Тормоза работаю за счет силы трения между диском и колодкой. Чем чаше тормозите, особенно на большой скорости, тем чаще трутся друг о друга эти два элемента тормозной системы. Из-за этого повышенный износ.
Рекомендация. Для уменьшения износа тормозных дисков и колодок стиль вождения должен быть равномерным, минимум разгона и торможения.
Бывает такой момент, что некоторые водители, особенно новички, любят держать постоянно ногу на педали тормоза. Эта боязнь и готовность резко остановится, приводит к постоянному контакту колодок и дисков. А как говорилось выше, они быстрее стираются.
Что мы ставим
Не секрет, что качество нынешних запчастей далеко не на высоком уровне. Во многих случаях деталь, установленная с завода, может прослужить гораздо дольше, чем купленная.
За примерами далеко ходить не нужно. Не раз к нам на сервис приезжали автовладельцы на замену дисков или колодок со своими запчастями. Мы им говорим: «Этот производитель выпускает фигню, не стоит её устанавливать, давайте мы свое поставим». В ответ: «Так она дешевле, чем оригинал или у вас на сервисе покупать». Результат ожидаемый – через 1000-2000 км они возвращаются снова и удивляются, почему так быстро они износились.
Жадность – это еще один фактор, влияющий на износ элементов тормозной системы. Оригинал может стоить в несколько раз дороже, чем деталь изготовленная «левым» производителем, а качество будет ниже среднего. Но для многих цена – первостепенный фактор в выборе запчастей, даже если он потом «попадет» на покупку еще одного комплекта, в лучшем случае, в худшем – более дорогой Улучшение.
Неоригинальные запчасти могут изготавливаться с несоблюдением технологии, состава, применяемого при производстве, тех же тормозных колодок. Иногда доходило до того, что размеры не соответствовали заводским стандартам.
Пример из жизни. Приезжают со своими тормозными колодками, цена которых 200 рублей за ведро. Уговоры не помогают, ставим. Через месяц возвращается с «сожранным» тормозным диском. Износ колодок минимальный, а диск на замену. Почему? – Материал колодок далеко не соответствовал нормам завода-изготовителя, работали как наждак, не стираясь при этом.
Рекомендация. Покупаем только оригинальные детали или близкие к ним заменители. Низкая цена – не показатель высокого качества запчасти. Скупой платит дважды.
Из этого следует третий фактор, влияющий на износ.
Разные производители элементов тормозной системы
Каждый машина комплектуется определенными деталями, предусмотренными в его компоновке заводом-производителем. Их каталожные номера можно узнать по VIN-номеру авто. Именно их рекомендуется устанавливать на свою машину. Потому что, производитель рассчитывал конструкцию авто именно под них, и дает гарантию, что с ними её срок службы будет большим.
Также по ВИНу можно найти и неоригинальные запчасти. Но гарантию их качества никто не даст. Именно поэтому, может происходить повышенный износ тормозных дисков, после установки «неоригинала», с целью экономии или срока проведения Улучшениеных работ. Вот так получаются примеры из жизни, описанные выше.
Неисправности
Здесь все должно быть понятно. Если неисправны суппорта, а с ними может случиться что угодно, то быстрее изнашиваются и колодки и тормозные диски. Например, после торможения колодка не отошла от диска, осталась прижатой к нему. Причиной тому: заклинивание пальцев (направляющих), закисание поршней и т.д. Она продолжает тереться об него, стирая себя и его, постоянно греется и быстро выходит из строя весь тормозной узел.

Рекомендуется при плановой замене тормозного диска или колодок проверять состояние суппортов и других элементов. При необходимости делать профилактику. Также, при сезонной смене покрышек нужно визуально осматривать тормоза.
Другие причины или развенчаем мифы
Частое использование педали тормоза с последующей длительной стоянкой
На просторах интернета бытует мнение, что повышенный износ тормозных дисков происходит при остановке автомобиля на парковке после экстренного торможения. Мотивируется это тем, что дисковые тормоза сильно нагреваются, а остыть не успевают. Их «ведет», как при наезде на луже во время резкого торможения. Это, кстати, второе заблуждение, но давайте по-порядку.
Бытует мнение: «После резкого торможения проехаться несколько километров в спокойном режиме перед парковкой автомобиля – это убережет тормоза от раннего износа». Рассмотрим это заблуждение.
Во время резкого замедления идет нагрев элементов дисковых тормозов. Но их температура в редких случаях доходит до 130 градусов Цельсия. В среднем это 50-80 градусов в зависимости от размеров и типа (вентилируемые или нет). При активном торможении температура на краю доходит до 180-200, в области суппорта 90, а ступицы – 80, на что указывают тесты, специально проведенные для гражданских автомобилей при городской эксплуатации.
В режиме спокойной езды разница не доходит до критических значений, чтобы начать искривлять металл. Для этого нужны большие температуры, которых можно достичь на автогонках по треку. Но ни каждый из нас будет гонять на своей авто на стоковых тормозах.
Поэтому, ничего страшного для тормозных дисков не произойдет, если вы остановиться на стоянку после одного экстренного торможения.
Негативный эффект может проявиться только после активного торможения, вследствие частого использования тормоза и резкого ускорения. И то, это в большей степени плохо повлияет не на повышенный износ тормозного диска, а на тормозную жидкость – она закипит.
Именно поэтому, при частом торможении, рекомендуется проехать 1-2 километра в размеренном темпе, чтобы охладить не тормоза, а жидкость. В этом случае тормозные диски служат радиаторами для жидкости, через поверхность которых происходит рассеивание тепла.
Изогнутся они могут, только в случае очень активного торможения в течении длительного периода и критического уменьшения их толщины, если они сильно изношены.
Гидроудар
После экстренного использования тормозов и наезде на лужу, их может «повести», в худших случаях они лопнут. Изменение геометрии дисков будет характеризоваться «биением» на руле.
Если следовать этой логике, то ни в коем случае нельзя применять экстренное торможение во время дождя. Но производители тормозных элементов это тоже предусмотрели. Не может быть, чтобы они были настолько глупыми, чтобы не предвидеть подобные ситуации.

Их продукция разрабатывается, тестируется и способна выдержать много кратное использование тормозов в ливень. Изменить свою геометрию тормозные диски могут только в случае большого износа, меньше допустимой толщины. Поэтому за этим параметром нужно внимательно следить.
Во-вторых, все элементы: диски, суппорта, колодки, ступица являются единым целым, то есть, через них происходит отведения тепла от места контакта трущихся поверхностей. Во время резкого торможения и последующего наезда на лужу, охлаждается все, происходит равномерное остывание.
Резкий перепад температур для изменения геометрии дисков должен произойти, если вы планомерно будите поливать их холодной водой. В большинстве случаев, они защищены от внешней среды кожухом, ступицей, суппортом, колесом. На них попадет незначительное количество влаги. Поэтому, ничего страшного не случится.
Использование ручного тормоза «под горку»
Это очередной миф, который запрещает использовать стояночный тормоз при стоянке на неровной поверхности. Тормозной диск получает повышенный износ из-за постоянного его контакта с колодками и желанием автомобиля покатится с горки. Тоже бред.
Чтобы начали работать сила трения на износ, машина должна быть в движении. А так как, ручник не дает ей сдвинуться с места, то она не движется и никакого пагубного влияния на диск или колодки не оказывает.
Вообще-то, он для этого предназначен. Если конечно он не отрегулирован, не исправен или задние тормозные колодки не плотно прилегают к диску вследствие критического износа и их нужно менять. Тогда да, этот миф имеет право на существование. Но в этом случае, машина не будет стоять на месте, ни о какой парковке с использованием ручного тормоза речи не может быть. Это просто опасно, машина может скатиться.
Есть заблуждение, что нельзя оставлять машину на стоянке в луже под колесом. Это тоже приводит к повышенному износу. Это какой глубины должна она быть, чтобы частично или полностью накрыть тормозной диск? – Глупость.
После воздействия на элементы тормозной системы воды, они могут на время потерять свои сцепные свойства. Рекомендуется на небольшой скорости несколько раз нажать резко на тормоз, чтобы их высушить.
Вывод
Надеюсь, что получилось навести порядок в головах автомобилистов и развеять страхи о быстрой кончине тормозов. Давайте подведет итог, что влияет на быстрый износ не только тормозных дисков, но и колодок.
Расположим по величине влияния на скорость изнашивания элементов тормозной системы:
- Манера вождения. Частые ускорения с резкими торможениями. Постоянное нахождение ноги на педали тормоза;
- Неисправности тормозной системы в целом или ее отдельных элементов;
- Качество запасных деталей;
- Желание сэкономить при установке неоригинальных деталей.
Есть у вас есть замечания или предложения, чем дополнить статью, пишите в комментариях. Я считаю, что полностью смог раскрыть эту тему, основываясь не только на собственном опыте, но и опыте многих автовладельцев, клиентов нашего автосервиса.
Всем удачи на дорогах, берегите свой машина и он вас не подведет.