Рекомендации и рекомендации, как самостоятельно обслужить аккумулятор авто и провести ему диагностику

Добрый день, дорогие друзья. После выбора новой аккумуляторной батареи, чтобы продлить срок эксплуатации, ей нужно проводить периодическую профилактику. Сегодня разберем, как обслуживать аккумулятор автомобиля, как проводить диагностику, как часто это нужно делать и каким образом. Рассмотрим обслуживаемые АКБ и необслуживаемые. Это можно делать своими руками или заплатить специализированным сервисам, узнаем среднюю стоимость их услуг.

Начнем с простого. Если батарея перестала в полной мере выполнять свои функции, не спешите ее выбрасывать. Давайте проведем проверку аккумулятора.

Как Безошибочно диагностировать и обслуживать аккумулятор – Рекомендации и рекомендации

Как диагностировать АКБ

Для диагностики понадобится:

  1. Ареометр – прибор определения плотности жидкости.
  2. Стеклянная трубка или прозрачный корпус шариковой ручки. На нее наносим насечки на расстоянии 10-15 мм. Маркером или фломастером их делать нежелательно.
  3. Мультиметр.
  4. Нагрузочная вилка. Измеряет напряжение цепи под нагрузкой и без нее.

Приборы для диагностики аккумулятора

Первые два пункта подходят для обслуживаемых аккумуляторных батарей. В них есть пробки, открутив которые сможем сделать замеры. Для необслуживаемых достаточно будет последних двух инструментов.

Подготовительные операции

Перед диагностикой и обслуживанием аккумулятора он должен постоять в тепле 7-10 часов с разомкнутой цепью. Без подключенных потребителей. Достаточно его снять с автомобиля и принести домой.

Даем время «настояться». Он набирает свое постоянное напряжение, которое у него осталось, нагревается до оптимальной температуры. В нем прекращаются процессы разрядки или зарядки, «успокаивается».

  1. Очищаем корпус от грязи. Переворачивать его нельзя, может вытечь электролит, а это агрессивная жидкость. Даже угол наклона в 30 градусов будет опасен.
  2. Клеммы чистим от окислов, антикоррозионной смазки. При необходимости обрабатываем их мелкой наждачной бумагой.

Чистим аккумулятор перед обслуживанием и профилактикой

Проверка аккумулятора

Если это обслуживаемый АКБ, откручиваем пробки. Желательно их ложить напротив своего отверстия, чтобы не перепутать или потерять.

Откручиваем пробки обслуживаемого аккумулятора для диагностики электролита

Замеряем уровень электролита. Для этого берем стеклянную трубку или корпус ручки. Опускаем в каждое отверстие. В среднем уровень должен быть не ниже 10 мм. Если на корпусе есть полоски, указывающие минимальное и максимальное значение, ориентируемся по ним.

Проверяем стеклянной трубкой или корпусом шариковой ручки уровень электролита аккумулятора – первый этап диагностики

В случае необслуживаемого аккумулятора, где нет пробок, можно его аккуратно пошатать, держа руками за заднюю сторону корпуса. В этом случае пальцами будет чувствоваться «волна» жидкости. Так можно ориентировочно узнать ее количество.

На некоторых аккумуляторных батареях нет пробок и отметок, но есть индикатор с зеленой, красной, белой полосой. Его аккуратно выкручиваем, если предусмотрено конструкцией. Можно выбить, но есть шанс повредить корпус.

Для обслуживания аккумулятора без пробок, можно демонтировать индикатор заряда

Ареометром измеряем плотность в каждой банке. Нормальное значение – 1,27-1,28 г/см кубических. Летом не ниже 1,21. Зимой показатель допускается 1,25 и выше. Если ниже 1,10 – критическая плотность. Электролит можно заменить, об этом ниже.

Проверяем состояние пластин. Напрямую визуально этого сделать не можем. Но проверить по консистенцию жидкости. Воспользуемся ареометром. Наберем несколько раз в него электролита и спустим обратно. Так «взбаламутим» его. После десяти повторений, набираем в прибор и смотрим. Если электролит сильно мутный, имеет темный осадок – пластины в этой банке «посыпались». Как результат – держать заряд аккумулятор не будет.

Проверяем напряжение разомкнутой цепи. Переключаем мультиметр на показания постоянного напряжения. Подключаем соответствующие провода к клеммам АКБ. Если получили 12,7 – полностью заряженный. Другие значение указаны в таблице.

Зависимость напряжения без нагрузки от уровня заряда аккумулятора – важный параметр при диагностике АКБ

Измеряем напряжение под нагрузкой. Воспользуемся нагрузочной вилкой. Присоединяем провода прибора к батарее. Если больше 10,8 В – полностью заряжена и исправна. Измерения проводим в течение 5 секунд, так прибор покажет истинные показания.

При диагностике и обслуживание аккумулятора важно знать напряжение под нагрузкой

В видео показано, когда противопоказано диагностировать аккумулятор таким инструментом:

Если нет вилки, то проверить АКБ под нагрузкой можно с помощью стартера автомобиля. Есть определенные ограничения, существует противники такого способа. Если нет такого устройства, а он для простых автолюбителей в повседневной жизни не нужен, то можно пользоваться этой методикой.

Диагностика аккумулятора без нагрузочной вилки

  1. Заряжаем батарею полностью, чтобы ее напряжение в разомкнутом состоянии соответствовало 100 % заряду, как писали выше.
  2. Подключаем провода бортовой сети автомобиля к ней.
  3. Мильтиметр присоединяем к клеммам, выставляем измерения в положение «постоянного напряжения».
  4. Отключаем топливные форсунки, если есть такая возможность. Это нужно, чтобы двигатель не запустился во время диагностики под нагрузкой. Если карбюраторный машина, отсоединяем шланг от карбюратора и отправляем его в бутылку.
  5. Помощник включает зажигание и запускает стартер. «Крутит» его в течение 5 секунд, вы смотрите на показания мультиметра.

Если значение напряжения опускается ниже 10 вольт – аккумулятор «потерял» около 40% своей номинальной ёмкости. При показаниях мультиметра менее 8 В – батарея значительно сульфатирована, она не запустит двигатель машины. Это будет слышно по работе «умирающего» стартера. В таком случае реанимируем АКБ или выбрасываем.

Ограничения на проверку таким методом:

  1. Не допускать работы стартера более 15 секунд, можно оплавить изоляцию обмоток электродвигателя.
  2. Падение напряжения ниже 8 вольт чревато повреждением электрооборудования автомобиля, особенно инжекторного.

Видео диагностики аккумулятора под нагрузкой без нагрузочной вилки:

Как обслуживать

Чтобы аккумуляторная батарея долго служила, нужно ей периодически делать профилактику. Её желательно проводить 1 раз в полгода, если редко ездите на автомобиле или поездки на короткие дистанции. В других случаях – во время планового ТО, замены масла в двигателе.

Рекомендуется делать диагностику АКБ осенью, перед зимним периодом.

Подготавливаем, как описано в подготовительных операциях. Всегда обслуживание следует за проверкой основных параметров батареи. Если в ходе диагностики были выявлены отклонения от нормы, проводим профилактику, с целью возвращения этих показателей к норме.

  1. Проверяем уровень электролита. В случаях АКБ с пробками доливаем дистиллированную воду, где он ниже 10 мм.
  2. При низкой плотности жидкости необходимо провести полный цикл зарядки аккумулятора. Менять электролит не рекомендуется. Это агрессивная жидкость, можно навредить себе или окружающим предметам. Если сделать эту процедуру, то со старой жидкостью выльете весь осадок с банок. Поэтому будет трудно определить «осыпались» пластины или нет. В 90 % случаях это не даст положительного результата.
  3. В случае наличия большого осадка, а проверить его можно с помощью ареометра, как объяснялось ранее, реанимировать АКБ будет проблематично, иногда невозможно.
  4. Ставим на зарядку от внешней сети зарядным устройством. Большинство не получают полного заряда. Это связано с короткими поездками, проблемами бортовой сети автомобиля и другими факторами. Поэтому, во время обслуживания рекомендуется проводить полную зарядку в течение 12 часов, если ЗУ ручного типа или автоматического при низкой силе тока.
  5. Очистка клемм от окислов и смазка антикоррозионными средствами. В простом случае достаточно солидола или литола. Если на них есть небольшие следы деформации, нужно их устранить наждачной бумагой или напильником. Главная задача – привести их в начальную форму, чтобы был максимальный контакт с силовыми проводами авто.

Проводить диагностику и техническое обслуживание аккумулятора своими руками не составляет большого труда. Даже если нет соответствующего оборудования (нагрузочной вилки). В случае необслуживаемых, достаточно проверять напряжение покоя и периодически полностью заряжать их. Это гарантирует долгую эксплуатацию.

Сколько это стоит

На стоимость диагностики и обслуживания влияет ёмкость аккумуляторной батареи, её тип (свинцовая, свинцово-кальциевая, AGM или EFB). Некоторые конторы предлагают развернутый список профилактических действий и проверок, что тоже отражается на цене. Приятный плюс – можете получить подменный АКБ, но нужно оставить залог, его размер отталкивается от мощности. Поэтому, в Украине готовимся выложить сумму от 25 до 300 грн за диагностические операции, от 60 до 250 за профилактику.

Ценообразование в России также зависит от подобных условий работы. К ним добавляется диагностика аккумулятора вместе со стартером, сложность выполняемых работ. В среднем, проверка стоит от 50 до 800 рублей. Зарядка от 200 до 850 рублей. Улучшение от 300 до 1000 руб. Разброс цен большой, здесь указал минимум и максимум стоимости обслуживания АКБ.


Видео, как Безошибочно проводить диагностику аккумулятору:

    e